В этой статье мы познакомим читателей с историей одного из флагманов отечественного машиностроения – предприятия «КАМАЗ».
Временем основания «КАМАЗа» считается 1969 год, когда Совет Министров Советского Союза и ЦК КПСС приняли Постановление о строительстве в городе Набережные Челны комплекса предприятий, ориентированных на производство большегрузных автомобилей. Несмотря на то, что в те времена Набережные Челны были маленьким и ничем не примечательным городком, он имел весьма значительные преимущества. Во-первых, город был расположен в самом центре СССР, на берегах сразу двух судоходных рек – Камы и Волги. Во-вторых, тут имелся железнодорожный узел. Сочетание этих факторов позволяло с лёгкостью решать все вопросы, связанные с поставками сырья и оборудования, а также отгрузкой готовой продукции. Дополнительным фактором послужило наличие в регионе мощной строительной организации под названием «КамГЭСэнергострой», на которую возлагалась ответственная задача возведения заводских корпусов.
Для строительства комплекса в город съехалось более сотни тысяч рабочих более чем семидесяти национальностей. Стройматериалы на эту огромнейшую стройплощадку поставляло более чем две тысячи предприятий.
Столь серьёзные масштабы проекта объяснялись тем, что Советский Союз очень нуждался в услугах самосвалов и прочей большегрузной техники.
Завод «КАМАЗ» был обеспечен наиболее передовым на то время технологическим оборудованием. В оснащении рабочих цехов приняли участие более семиста зарубежных компаний, среди которых были такие известные в мире машиностроения названия, как «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Ингерсолл Рэнд» из Соединённых Штатов, Немецкие «Бош», «Либхер», «Хюллер» , итальянские «Фата», «Эксцелла», «Морандо», японские «Хитачи» и «Комацу», французский «Рено» и шведский «Сандвик».
Первый ковш почвы на строительстве «КАМАЗА» был вынут 13 декабря 1969 года., а уже в феврале 1976 года с конвейера сошёл первый грузовик «КАМАЗ».
Предприятие было рассчитано на выпуск ста пятидесяти большегрузных автомобилей и двухсот пятидесяти тысяч мощных двигателей в год. Сам комплекс занял обширную площадь в пятьдесят семь квадратных километров.
Создание столь мощного предприятия в маленьком городке привело к тому, что интенсивными темпами здесь стала развиваться инфраструктура и жилищное строительство. Здесь стали появляться детские сады и школы, научные центры, медицинские учреждения, объекты спорта и культуры. Развивалась также и пригородная сельскохозяйственная зона. И если перед началом строительства завода население Набережных Челнов составляло менее тридцати тысяч человек, то сегодня оно достигает полумиллиона.