Знаете ли Вы, что такое думпер? Некоторые называют этим словом обыкновенный полноразмерный сочленённый самосвал. На самом деле, это не совсем правильно, и хотя в переводе с английского слово dumper действительно означает «самосвал», этим термином обозначают другой, совершенно специфический вид техники, выполняющий особые задачи и имеющий особую конструкцию, которая лишь отдалённо напоминает конструкцию привычной нам саморазгружающейся машины.
Итак, думперы, получившие в последние годы широкое распространение в странах Западной Европы, ведут своё происхождение от моторизированных тележек, которые перевозили раствор от бетоносмесительной установки к месту строительства. На сегодняшний день основное назначение думперов осталось прежним: перевозка на небольшие расстояния (до 5 км) сыпучих и жидких грузов. Из-за небольших размеров и скромной грузоподъёмности эти машины не могут полноценно заменить услуги самосвала, но для перемещения грузов в пределах стройплощадки они весьма удобны.
Помимо основной функции – транспортировки строительных грузов – думперы в последние годы всё чаще используются в качестве тягачей. Их применяют также при ландшафтных и садово-парковых работах, в процессе ремонта тротуаров и дорог, при подземных работах и некоторых видах работ внутри зданий. Эти машины могут работать в тех местах, где из-за бездорожья, тесноты или ввиду небольших количество перевозимых грузов использование обычных самосвалов невозможно или нецелесообразно.
Характерной чертой конструкции думперов является компактность. В отличие от обычного самосвала, кузов думпера располагается впереди кабины. Обычно он имеет вид бункера или ковша и может разгружаться путём наклона вперёд или на любую из трёх сторон. Кузов также может разворачиваться на шарнирах, обеспечивая точность выгрузки, может опускаться к самой земле, что предупреждает потери материала (к примеру, жидкого бетона) при разгрузке, может подниматься на высоту, как ковш погрузчика, что очень удобно, если материал необходимо поместить в кузов грузовой машины.
Быстрота разгрузки обеспечивается почти вертикальным углом подъёма кузова.
Некоторые модели думперов снабжаются механизмами для быстрой самопогрузки – манипуляторам с грейферами или стрелой с ковшом, как у погрузчика. На поворотный стол машины вместо кузова может крепиться съёмное оборудование: погрузочный ковш, бетономешалка и др.
Что касается шасси, то оно может быть как колёсным (3 или 4 колеса), так и гусеничным. Колёсные модели обладают внедорожными шинами с мощными протекторами и большим дорожным просветом. Резиновые траки гусеничных моделей позволяют думперу перемещаться даже по лестничным ступенькам в помещении.